Минпросвещения ужесточило оценку ректоров: педвузы обязаны заполнять 80% бюджетных мест

Министерство просвещения РФ усилило требования к подведомственным университетам, напрямую связав премии их руководителей с выполнением жёстких нормативов. Согласно новому приказу, чтобы получить максимальную оценку, педагогические вузы должны будут заполнять не менее 80% бюджетных мест по направлению «Образование и педагогические науки». За невыполнение плана ректорам грозят существенные штрафные баллы. Новые правила также вводят показатель по доле работающих студентов, смещая фокус на практическую подготовку кадров.

Главные изменения для вузов:

  1. Введен новый показатель — доля работающих студентов. Теперь эффективность вуза будет оцениваться, в том числе, по проценту студентов бакалавриата и специалитета, которые совмещают учебу с работой по профилю обучения. Если вуз обеспечит такой занятостью более 40% обучающихся, он может получить дополнительные 10 баллов.
  2. Отменен показатель по обучению русскому языку как иностранному. Из перечня критериев для вузов исключен параметр «Количество слушателей, обученных по дополнительным образовательным программам по русскому языку как иностранному».

Ужесточение требований к ректорам:

Наиболее существенные корректировки внесены в раздел оценки работы руководителей и касаются квот на педагогические специальности.

Жесткие требования по «педагогической» квоте. В разы повышена планка по заполнению мест в рамках особой квоты по направлению «Образование и педагогические науки» (44.00.00). Чтобы получить максимальные 5 баллов, университет должен заполнить эти места не менее чем на 80%. При этом санкции за невыполнение стали строже: если показатель упадет ниже 50%, ректор потеряет 5 баллов. Ранее такие потери грозили только при заполнении менее 10%.

Внесенные правки прокомментировала Евгения Симонова, эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС:

«Приказ, безусловно, усиливает связь между результативностью вуза и материальным стимулированием его руководства, что соответствует принципам эффективного контракта. С экономической точки зрения, введение показателя по занятости студентов — это прямая инвестиция в снижение будущих бюджетных расходов на адаптацию выпускников и борьбу с безработицей. Вуз, который уже на старших курсах интегрирует студента в профессиональную среду, повышает его будущую производительность труда и отдачу для экономики.

Однако резкое повышение планки по педагогической квоте до 80% может создать риски рыночного искажения. Для многих регионов это искусственно завышенный показатель, не обеспеченный реальным спросом на рынке труда или демографической ситуацией. Высока вероятность, что вузы начнут «оптимизировать» затраты на привлечение абитуриентов, что в среднесрочной перспективе может привести либо к снижению качества подготовки, либо к последующему оттоку выпускников из профессии. И то, и другое — это прямые экономические потери.

Таким образом, вектор изменений корректен — это стимулирование практико-ориентированности и выполнение госзаказа по подготовке педагогов. Но выбранные механизмы скорее всего требуют более гибких региональных коэффициентов. Иначе мы с высокой вероятностью можем получить формальное достижение показателей без достижения главной цели — устойчивого кадрового обеспечения страны квалифицированными специалистами».

Что остается без изменений:

Общая система оценки, включающая такие параметры, как средний балл ЕГЭ абитуриентов, уровень трудоустройства выпускников (где также действуют ужесточенные нормы), доля доходов от приносящей доход деятельности, международная активность и финансовые показатели, сохранена.

Таким образом, новые критерии Минпросвещения создают мощный инструмент управления, нацеленный на решение кадрового дефицита в школах. Успех этой меры теперь будет зависеть от того, смогут ли университеты найти баланс между выполнением «цифры» и сохранением качества образования, а регулятор — учесть неравномерность условий в разных регионах страны.

Комментариев пока нет.

About the author

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Пользовательское соглашение

Опубликовать